Стоит ли сейчас учиться на PR менеджера?

PR и будущее

Молодые девушки и в меньшей степени юноши, которые сейчас выбирают себе профессию на будущее, совершенно не понимают, с чем столкнутся через 5-10 лет в этой профессии. Директор PR-агентства «Фабрика Новостей» и Rocket PR о том, сколько сейчас зарабатывают пиарщики, стоит ли идти учиться на пиарщика и какой будет работа пиар менеджера через 10 лет.

Кто сейчас работает в пиаре?

Профессия «связи с общественностью» стала востребована с появлением акционерного капитала и публичности крупных компаний в России. Грубо говоря, с развитием частного бизнеса и собственности, с 90-х годов. Самый простой переход в профессию был, когда какой -то известный журналист становился пиарщиком — компания сотрудничала с ним, а потом брала к себе. Зачастую у журналистов не было необходимых навыков и они очень узко понимали свои обязанности — написание пресс-релизов и общение с коллегами. Впоследствии в профессию пришли маркетологи, политологи, стратеги, рекламщики. Сейчас эта профессия постепенно трансформируется — от стыка маркетинга и журналистики до SMM, SERM, SEO, работы с лидерами мнений, стратегического консалтинга, маркетинга, брендинга.

Если попытаться в первом приближении сортировать компании на рынке, то в cфере PR услуг работают а) крупные международные компании и российские компании, сидящие на госзаказе б) компании среднео уровня и оборота, специализированные по нишам и нет (личный брендинг, строительство, музыка и искусство, финансы и финансовые услуги и т.п.) в) локальные, «бутиковые» агентства и частные профессионалы с удаленными командами, которые, тем не менее, неплохо зарабатывают и составляют конкуренцию группе «б». г) отдельная группа — тренеры и инфобизнесмены, которые обучают профессии. Тут надо быть очень внимательными: все зависит от бэкграунда такого тренера и к рекламным призывам надо относиться очень осторожно, это же «мастера слова».

Как правило, в крупных компаниях можно получить хороший опыт и портфолио, из минусов: такие конторы сильно «выжимают» своих сотрудников и мало им платят. Польза опыта в средних компаниях зависит от ее уровня и качества услуг — здесь разброс очень широкий.

Источник Pixabay.com
Источник Pixabay.com

Какие плюсы есть в работе пиарщика?

  • Многозадачность в работе и возможность самообучения
  • Большое количество полезных деловых контактов, которые потом могут пригодиться
  • Постоянная трансформация и актуализация знаний
  • Если вы фрилансер, то это прекрасная возможность работать из дома, мои сотрудники делают это вот уже 10 лет — вся команда работает удаленно
  • Иногда, но не всегда, работа из любой точки земного шара
  • Возможность быстрого перехода на более высокие позиции: директор по рекламе, директор по маркетингу, бренд-менеджер.
  • Возможность давать консультации в частном порядке, даже если вы работаете в компании
  • Навыки проведения корпоративных, частных, деловых мероприятий
  • Большое количество контактов с журналистами, которые могут вам пригодиться на любой должности и в любой работе
  • Возможность работать «близко» к руководителю компании и видеть, как наиболее талантливые из руководителей принимают решения и строят свой бизнес

Какие минусы есть в работе PR-менеджера?

  • Быстрое профессиональное и эмоциональное выгорание
  • Ненормированная работа. Вас могут вызвать в любое время дня и ночи
  • Высокий уровень стресса
  • Ваша работа всегда на виду — если юрист или бухгалтер может отсидеться за спиной начальника, то вы — нет
  • Ваши профессиональные ошибки будут достоянием общественности
  • Ваши конфликты будут мешать вам в поисках новой работы

Какие навыки в пиаре требуются?

Сейчас мы не шутим, навыков нужно действительно много

  • #копирайтинг
  • Журналистика
  • Продающие тексты
  • Реклама
  • Маркетинг
  • Брендинг
  • #smm
  • SERM
  • SEO
  • Дизайн и работа с графическими редакторами
  • Умение вести переговоры, в том числе, в сложных ситуациях
  • Стратегическое видение
  • Антикризисный пиар
  • Умение искать подрядчиков
  • Умение лавировать в большом коллективе
  • Дипломатия
  • Статистика и оценка деятельности

Сколько зарабатывает пиарщик в Петербурге? Сколько зарабатывает пиарщик в Москве? Можно ли много заработать в пиаре?

В пиар среде Санкт-Петербурга даже есть поговорка #35тыщ . Средняя зарплата на рынке для молодого специалиста именно такая — 35 000-45 000рублей в месяц. Иногда еще и до вычета налога. Хотя, не будем голословными, зайдем на любой «работный» сервис, вроде HH или SuperJob — о, да, все так и есть.

В столице с зарплатами немного лучше, но жилье гораздо дороже, а также дорога на работу, как правило, изматывающая. В столице начинающий специалист может рассчитывать на 50 000 — 80 000 рублей.

Что с директорами? Если вы метите в будущем в топ-менеджмент, не боитесь интриг и постоянного присутствия за спиной владельца компании или наемного управленца (вы будете чаще и больше получать за свои промахи, чем остальные), если вы готовы всегда улыбаться, работать на износ и справляться с высоким уровнем стресса и выгорания. Тогда, вуаля, перед вами открываются немного иные зарплатных горизонты : от 150 000 рублей до 300 000 рублей. Потолком можно считать 500 000 рублей в месяц, но, скорее всего, такие вакансии размещаются просто для привлечения внимания.

Гораздо больше перспектив у вас появится, если вы будете востребованным фрилансером со своей командой или откроете небольшое агентство. Средний оборот небольшого агентства (3-5 человек) с 5-6 постоянными клиентами — 1 — 1,5 миллиона рублей в месяц. Есть к чему стремиться.

Как трансформируется эта профессия в будущем, через 10 лет?

Здесь мы дадим только тезисы, выводы делайте сами, иначе статья будет слишком уж длинной:

  • Реклама ушла из традиционных СМИ к блогерам и в социальные сети
  • Печатные СМИ умерли, а влияние онлайн СМИ уменьшилось
  • Лидеры мнений становятся блогерами, а блогеры — лидерами мнений
  • Персональный пиар может понадобиться не только компаниям, но и частным лицам, не имеющим в общепринятом смысле своего бизнеса
  • Образование уходит полностью в Онлайн
  • Искусственный интеллект создает контент быстрее и лучше человека
  • Безопасность личных данных выходит на первое место
  • Персональная выдача используется работодателями, банками и иными структурами для принятия решений

Стоит ли идти учиться на PR-менеджера сейчас?

«Учиться на PR-менеджера вообще не стоит. Это мое личное убеждение, у меня два высших образования — экономическое и филологическое в одном из наших лучших ВУЗов — СПбГУ. И я считаю, что если бы я шла учиться на маркетолога или пиарщика, это было бы пустой тратой времени. В тот момент, когда я училась, стоило пойти довесок на юриста или получить позже международную степень по MBA — это было бы полезно в деле. Сейчас я понимаю, те, кто хочет быть пиарщиком станут им. Независимо от образования, это склад ума и умение общаться с людьми. Видеть ситуацию немного иначе, чем другие. Видеть плюсы в минусах. Сейчас современному пиарщику пригодится образование в сфере найти безопасности, SMM, SERM, SEO, а также в политологии, но через 10-15 лет эти знания будут также не нужны. Уже сейчас некоторые специалисты работают на стыке политики, безопасности информации, работы с социальными сетями и лидерами мнений в глобальном, стратегическом контексте», — рассказывает директор «Фабрики Новостей».

Не будем, конечно, совсем принижать заслуги профильного образования. Но это не профессия юриста или врача, в которой невозможно работать без ВУЗовской базы. Это та профессия, которой можно научиться, если вас бросили в поле. Как и журналистике.