СМИ о нас: Высказались о студентах на сайте “Общественный контроль”

Неопытные работники никому не нужны

Рубрика: Образование
Опубликовано 17.07.2012 12:15
Автор: Яна Харина
Источник: Общественный контроль: http://ok-inform.ru/pervaya-polosa/227-neopytnye-rabotniki-nikomu-ne-nuzhny.html

Как решить проблемы подготовки молодых специалистов, которые без опыта работы срочно ищут вакансии?

«Выпускников много, а работать некому» – примерно такой фразой реагируют на вопрос о молодых кадрах представители бизнеса. В вину им обычно вменяется отсутствие стремления к саморазвитию, поверхностные знания и полная неготовность к труду «в поле». При этом вакансии срочно нужны людям без опыта работы. Кто же виноват в том, что они приходят в компании слабо подготовленными? Что вузы должны сделать для того, чтобы из своих стен выпускать ценные кадры для реального рынка? Обучают ли работодатели студентов «для себя»? И когда для людей без опыта работы в Петербурге появятся интересные вакансии? «Общественный контроль» пытается найти ответы на эти вопросы.

Кадровая диета по вакансиям в Петербурге

Крупные компании Петербурга заинтересованы в притоке свежих кадров. Лилия Ясакова, директор по персоналу Nokian Tyres Россия, рассказала «Общественному контролю», что компания берёт студентов на стажировку, и если они хорошо зарекомендуют себя, их могут пригласить на постоянную работу:

– У нас много примеров успешных сотрудников, в том числе руководящего звена, которые пришли в нашу компанию на стажировку и остались.

Оксана Белянская, директор PR-агентства «Фабрика Новостей», тоже рада видеть в своей компании стажёров. Но на деле оказывается, что брать некого:

– Среди студентов, обучающихся по специальности «связи с общественностью», мало потенциальных сотрудников. Мы не можем предложить вакансии для людей без опыта работы. Качество их подготовки не устраивает совершенно. Студенты не знают элементарных вещей: как написать пресс-релиз, где найти контакты журналиста, как провести мероприятие. Не хватает кругозора и логики, а это уже системные ошибки в образовательной программе.

Кирилл Халюта, генеральный директор брендингового агентства Freedomart, соглашается с коллегой:

– В сфере стратегического управления всё достаточно печально. Студенты не обучаются, поскольку полагаются на Интернет. У них возникает иллюзия, что вся информация доступна. Уровень подготовки очень низок. Те, кто может посмотреть на проблему с разных сторон, выходят из институтов редко. Что уж говорить о практическом применении знаний…

Нерыночные знания без опыта работы

Кадровый голод утолять, по сути, некем (не будем считать усердную и инициативную молодёжь, для которой у работодателей всегда найдутся вакансии срочно и без опыта работы сотрудника). Виной тому становятся сами вузы.

Катя Кононова, студентка ЛЭТИ (СПбГЭТУ), на средних курсах университета не стала искать срочно вакансии для людей без опыта работы, а стала основателем коммуникационного проекта MadMedia, довольно известного в профессиональной среде. С её точки зрения, проблем в образовании хватает, главная – это отсталость получаемых знаний от рынка: преподаватели не рассказывают о новых направлениях и методиках работы, абсолютно не принимают во внимание изменчивость современного рынка. В итоге вчерашний выпускник обладает позавчерашними знаниями.

А вот в некоторых образовательных учреждениях студентов учат предсказывать будущее.

Из-за преподавателей от теории вакансии в Петербурге остаются открытыми

Если именитые вузы могут похвастаться наличием в составе кафедр мастеров профессии, то вузам второго и третьего эшелона козырять нечем. Так и получается, что курс молодого бойца читает тот, кто к бою никакого отношения не имеет.

– Человек, который не реализовал ни одного успешного кейса, не передаст практический опыт, а именно он нужен молодым специалистам, – уверена Екатерина Кононова.

Алевтина Курицына, профессор, д.ф.н, настроена пессимистично:

– Наши вузы давно стали отстойниками, где большинство занятых составляют люди, не нашедшие себя в жизни, готовые тихо сидеть на пятой точке и «работать» за жалкое содержание.

Но реалии таковы, что разговоры о «модернизации, инновациях, стандартизации и реформах» в сфере образования остаются разговорами – нужно много вкладывать в отрасль, чтобы ставка вузовского преподавателя, особенно остепенённого, стала одной из самых высоких на рынке. Это создаст хоть какую-то конкуренцию и упростит для молодого сотрудника поиск вакансии срочно без опыта работы.

Ингредиенты успеха

Андрей Бродский, профессор биолого-почвенного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель программы подготовки магистров «Экология. Биоразнообразие и охрана природы», говорит о том, что рынок труда в области экологии и охраны природы в России очень молод. И с гордостью добавляет:

– Выпускники нашего факультета – среди тех людей, кто его сейчас и формирует.

Кроме того, вузы должны «дружить» с промышленностью и бизнесом, со всеми отраслями экономики. Должна быть обеспечена деловая социализация студентов в форме студенческих бизнес-проектов на базе вузов, малых предприятий, венчурных компаний под эгидой институтов и университетов. Заказчиками здесь будут выступать субъекты рынка. Это уже кое-где есть, но распространено плохо и преимущественно среди технических вузов.

Все эти меры будут бессмысленны и ничего не дадут, если не поддержать их со стороны рынка труда и всей экономики в целом, чтобы выпускники вузов шли работать по профилю, а не торговали в палатках.