СМИ о нас: Журнал “Управление персоналом” Как уволить сотрудника

На вопросы журнала “ТОП ПЕРСОНАЛ” отвечала Оксана Белянская, директор PR-агентства «Фабрика Новостей»

1. Чем вам нравится эта фраза Илона Маска? 2. Чего в ней больше – мудрости, философии, цинизма, позерства…. (другое)?

– Ничем. Думаю, что о руководителе должно оставаться хорошее мнение даже после того, как он уволил своего сотрудника. Нужно понимать, что не только вы даете человеку работу и средства к существованию, взамен он отдает вам бОльшую часть своего личного времени, своей жизни.

2а. Билл Гейтс апеллирует к справедливости своей фразой?

– Скорее да. Действительно, лучше нанять талантливого сотрудника, чем годами оплачивать труд бездарностей. К сожалению, в сфере связей с общественностью, нередко можно видеть сотрудника годами руководящего пресс-службой и не знающего элементарных правил общения с журналистами и организации пресс-мероприятий. Недавно нам звонил потенциальный клиент (звонок прозвучал в воскресение вечером на мобильный), который просил завтра утром организовать пресс-тур, проходящий в пригороде. Не понимая, похоже, что это невозможно, поскольку времени нет даже на приглашение журналистов, не говоря уже об организации трансфера и прочих организационных особенностях таких мероприятий. И таких примеров действительно много. Люди работают в солидных компаниях за немалую зарплату. Но вина такого положения дел, я считаю, на руководителе. Если он берет таких сотрудников и годами им платит – значит его это устраивает.

Увольнение – это не “волк – санитар леса”?

– Сложно сказать, к сожалению, справедливых увольнений, когда сотрудник действительно занимает место зря – очень мало.

3. Как же решить дилемму – собственник желает вашей вовлеченности, преданности, честности, креативности, трудоголизма…. И увольняет “на раз” при вашем “выгорании”, крупной ошибке, смене приоритетов бизнеса, порой и клевете на вас….?

– Опять же проблема в руководителе. Если он может отличить случайную ошибку от систематического пофигизма, отличает тех, кто работает и тех, кто только делает вид, то он вряд ли уводит «на раз». А если он еще умеет считать и прикинет во сколько ему обойдется поиск, адаптация (простой) нового сотрудника, то, может, таких случаев станет меньше.

4. “Прощают” ли собственнику уволенные против их воли топ-менеджеры это действие когда-нибудь?

– Не могу сказать, мне не доводилось быть уволенной. В период карьеры в компаниях, я всегда уходила сама. Чаще всего, если не давали развиваться или недооценивали (не только материально).

5. Многие HR-директора крупных компаний в интервью УП говорят о технологии “правильного” увольнения, состоящего в тихом или прямом “подталкивании”, подводе к увольнению. Это правильно? Почему?

– Правильно делать выходное интервью и пользоваться той информацией, которую вы при этом получаете. Но если сравнивать, то постепенное «выдавливание» сотрудника для него самого наверное, менее болезненно, чем вылет из компании в один день. Многие менеджеры из моего окружения с этим сталкивались и долго не могли потом оправиться и восстановить былую самооценку.

6. Мы знаем разные стили в увольнении, приемы? Какие знаете вы?

– Я знаю только, что честность – лучшая политика. Возможно, потому что наше агентство небольшое и результат очень зависит от атмосферы. Всегда нужно дать шанс исправиться – сказать, что сделано не так. Если увольнения не избежать – то лично пообщаться с человеком и сделать так, чтобы у него не осталось негатива к компании и чтобы он понимал, что на его карьере никто не ставит крест. Возможно, это слишком мягкий подход, но для меня он пока что единственно правильный. Возможно, если в штате 100 человек, приемы были бы другими.

7. А что с теми, кто увольняет безжалостно? ведь “победителей не судят”, – гласит одна крылатая фраза. Всегда ли так?

Если вам жаль, что вы расстаетесь с профессионалом, то зачем его увольнять? Увольняют всегда безжалостно. Вопрос в том, как построен этот процесс и что человек, которого увольняют, при этом чувствует.

9. Топы часто рассказывают УП о том, что:

А. Собственники крайне редко готовы подписать бумагу с правами топа
Б. Чаще “забывают” свои обещания о причинах возможного расставания
А с теми, кто желает все условия прописывать!!!! на бумаге, предпочитают не связываться… Так ли это?

– Если человек действительно ценен для компании, то собственник согласится на разумные условия, прописанные в договоре. Если нет – это повод задуматься, так ли вы здесь нужны.

10. Насколько важна этика увольнения топов?

– Крайне важна. Вместе с топом при неправильном увольнении может уйти и конфиденциальная информация и половина команды.

11. Как распространяется информация о неадекватных увольнениях топов в компании?

– Очень быстро. В принципе, рынок высококлассных профессионалов всегда узкий и информация распространяется быстро. В любом городе есть ряд компаний, с которыми никто не хочет связываться, именно из-за подобных случаев на всех уровнях.

12. Насколько она вредит имиджу компаний и ее собственникам?

– Репутация складывается не только из мнения потребителей, властей и акционеров. Персонал (бывший, настоящий и будущий) – важная часть этой репутации, те, кто транслирует ценности компании вовне. Если человек, уходя с работы каждый день, плохо отзывается о компании – есть над чем подумать. И уловками службы безопасности эту ситуацию не решить. Если люди плохо отзываются о компании, это значит, что либо ошибка кроется в подборе персонала и кадровой политике либо в том, как к ним относятся.

13. Увольнение “не имеет сослагательного наклонения”…. ?

По статистике около трети компаний, а может, даже больше – готовы взять уволенных сотрудников обратно. Для меня это нонсенс. Значит, они были не так плохи? Если я расстаюсь с сотрудником, то это навсегда.

14. “Сколько граммов вешать точно…” жесткости увольнения?

0% жестокости – только человечное отношение. Ну, разве что с сотрудником, который обокрал компанию, да и то, с этим должен разбираться суд