- Среди массовых способов продвижения промосувениры и Интернет кажутся самыми доступными и относительно бюджетными. Но какое место они занимают в маркетинговом миксе – стоят порознь, соперничают или вытесняют друг друга? Эксперты из разных областей проморынка – поставщики, производители и PR-агентства – сходятся в одном: «Нет – конкуренции, да – симбиозу».
Слияние и поглощение
На первый взгляд интернет-продвижение и промосувениры имеют мало точек соприкосновения. Единственное, что их объединяет – это возможность передать информацию в адресной форме конкретному клиенту или определенной целевой аудитории. Причем сувениры находятся в подчинении – на них наносится адрес сайта, который дает потенциальному потребителю развернутое представление о товарах и услугах компании.
Но на деле все обстоит немного иначе. Специалисты отводят продвижению в сети и маркетингу подарков не просто равные роли: объединив эти два рекламных инструмента, компания получает доступ к гораздо более широкому коммуникационному каналу.
Алексей Баранов, креативный директор компании «Mr. Suvenir»
– Все зависит от того, как поставщик определяет свой продукт, границы рынка, участников рыночного пространства и потребителей. Если сувенир рассматривать с точки зрения инструмента персональной коммуникации, выполняющего свои задачи с разной степенью эффективности, то определение рынка для производителя промопродукции – рынок всех инструментов персональной коммуникации. Но рассматривая возможный вектор развития всей сувенирной отрасли в будущем, я бы взял понятие рынка шире – рынок всех инструментов маркетинговой коммуникации. Тогда конкурентами сувенирных компаний становится весь ATL и BTL сектора, включая и Интернет. Следовательно, и количество потенциальных потребителей, равно как и размеры прибыли в деньгах, увеличится в разы.
Святослав Белянский, директор по развитию PR-агентства «Фабрика Новостей»
– Не думаю, что эти виды продвижения можно вообще называть конкурентами. Если взять, к примеру, крупную строительную компанию, которая возводитжилье, то ей, безусловно будет полезно все перечисленное: и группы о самой компании и новых жилых объектах в социальных сетях (для потенциальных и существующих покупателей), и контекстная реклама для тех, кто планирует купить квартиру, и, конечно, промосувениры. Они могут быть предназначены и покупателям, и партнерам, и представителям СМИ на различных пресс-конференциях. У всех этих видов продвижения совершенно разные функции. Одно не заменит другого.
– Кстати, на ум приходит акция одной из строительных компаний: «Купи квартиру – получи кепку в подарок». Такое абсурдное предложение тем не менее вызвало обсуждение и среди маркетологов, и среди потенциальных покупателей. Так что обычная сувенирка может стать элементом провокационной рекламы.
Татьяна Лихограева, директор по рекламе производственной компании «Арт Сувенир»
– На мой взгляд, эти два инструмента не могут конкурировать, по той причине, что они абсолютно разные и призваны решать разные задачи. Безусловно, стремительно растет доля интернет-маркетинга. Маркетинг становится все больше персонифицированным, уходит в social media, максимально близко контактируя с потенциальными потребителями. Рекламные сувениры решают свою, узкую задачу: закрепить в сознании клиента бренд. Но промо работает только в совокупности с остальными каналами продвижения, усиливая и дополняя их.
Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров «Проект 111»
– Интернет-продвижение и промосувениры не конкурируют, а очень успешно дополняют друг друга. В былые годы для многих клиентов при выборе сувениров ключевой характеристикой была большая площадь нанесения, чтобы указать полное название компании, описать ее сферу деятельности, указать телефон, факс и адрес. Сейчас вся эта информация содержится на сайте. И необходимая под печать площадь уменьшается.
– Задача любого подарка – зацепить человека, пробудить в нем интерес перейти по ссылке, напечатанной на сувенире. И желание посетить сайт вызвать гораздо проще подарив что-то, чем показав один из сотни баннеров, которые все игнорируют и быстро сворачивают. А в поисковый системах попасть в первую десятку выдачи – очень сложная и дорогостоящая задача.
– Поэтому промосувениры – это идеальное дополнение к рекламной кампании. Сайт – это первый ресурс, который компания должна продвигать, в рамках которого она общается со своими клиентами. Но привести на сайт только онлайн-методами крайне сложно, учитывая большую конкуренцию в этом сегменте. А вот привести посетителя в сеть через оффлайн – это сильная и перспективная идея.
– Самые продвинутые пользователи уже понимают, как это работает и используют сувениры в комплексе с другими средствами. Очень хорошо эта технология работает в стартапах и новых проектах, когда надо заявить о себе и сделать что-то необычное. Распространение продуманных и идеологически соответствующих маркетинговой кампании подарков с адресом сайта в местах скопления профильной целевой аудитории может дать очень интересный результат.
Что в меню сегодня?
Решение, какие инструменты подключить к рекламной кампании, всегда принадлежит клиенту. В конце концов именно он выбирает цель, а потом находит оптимальные на его взгляд средства реализации. На этом этапе и промосувениры, и Интернет выглядят одинаково привлекательными, имеют равный вес. А эффективность того или иного способа продвижения можно прогнозировать по целевой аудитории и доступным ресурсам компании. И все таки сегодня сеть выглядит привлекательней.
Алексей Баранов, креативный директор компании «Mr. Suvenir»
– Данные АКАР говорят в пользу онлайн, как в цифрах, так и в ежегодном росте в процентах.
Святослав Белянский, директор по развитию PR-агентства «Фабрика Новостей»
– Все зависит от бюджета, размера компании и ее целей. Если цель – стимулировать розничные продажи, хорошо пойдет сувенирная продукция, и, возможно, помогут акции в социальных сетях. Вспомним пример с птицами Angry Birds, которых выдают за фишки за покупки в известном гипермаркете. Безусловно, информировать о такой акции нужно через Интернет, ведь играют в «злых птиц» именно там.
– Сувенирное и онлайн-продвижение затрагивают совсем разные аудитории: сувенирная продукция чаще всего дарится при личном контакте либо в качестве поощрения за покупку. Продвижение в Интернете вовлекает людей, которые, возможно, никогда и не придут в вашу компанию и не купят товар, но будут носителем информации о ней. В этом смысле интернет-продвижение, как способ повышения узнаваемости компании, дешевле и эффективнее, чем раздать тысячи авторучек или календариков.
– Нельзя сказать, что от сувенирной продукции стали отказываться. Скорее, компании более тщательно выбирают промоподарки и больше не закупают их тоннами про запас. Заказывают лишь при реальной необходимости, чаще всего, на юбилеи компании, Новый год и иные масштабные праздники.
Татьяна Лихограева, директор по рекламе производственной компании «Арт Сувенир»
– Все зависит от цели, которую компания хочет достичь. Нужно увеличить входящий трафик на сайте, увеличить количество входящих звонков и повысить конверсию звонков в заказы? Занимаемся плотно интернет-маркетингом. Нужно провести выставку или BTL-акцию, вывести на рынок новый продукт? Ломаем голову над яркой идеей, изобретаем промосувенир, который клиент сохранит.
Чтобы сувениры и интернет-продвижение могли эффективно работать в тандеме, необходимо найти точку контакта между этими двумя маркетинговыми технологиями. Ключом к взаимопроникновению могут стать современные цифровые технологии, гаджеты, специальное программное обеспечение. Или, например, значительную долю Интернета составляют мемы и вирусный контент. Идея перенести «фольклорные» сетевые образы на сувениры напрашивается сама собой.
Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров «Проект 111»
– Идея воплотить устоявшиеся мемы в конкретных изделиях, которые можно потрогать руками, витает в воздухе. Но при реализации она вряд ли получит большой коммерческий потенциал. Этот сетевой контент предназначен для специфической, узкой аудитории, как правило имеет сатирическую, порой ядовитую окраску, редко несет позитивный заряд.
– Что касается самих технологий интернет-продвижения, то они постепенно проникают в сегмент сувенирной промопродукции. Например, уже есть флешки, которые автоматически перенаправляют владельца на запрограммированный адрес. Или USB-ключ, который провожает клиента на сайт. То есть технологии интегрируются, стоимость разработки приложений все меньше и меньше, и быть может в некоторых гаджетах скоро появятся уже полноценные браузеры, а цена самому изделию будет всего пара десятков долларов. Эти два мира сближаются, сеть проникает повсюду, и это изменит роль гаджетов в сувенирном сегменте.
– QR-коды – очень сильный инструмент, который надо использовать в промоиндустрии и предлагать клиентам. Но на сегодняшний день, к сожалению, он чаще используется в полиграфии, чем в промоиндустрии.
– Технология интернет-поисковиков развита сейчас настолько, что хорошее доменное имя или сайт в зоне РФ играют второстепенную роль. Гораздо важнее придумать хорошее устойчивое словосочетание, по которому бренд и компанию будут идентифицировать. В свое время на рынок вывели идею «впечатления в подарок». Эта яркая фраза сразу приводила на нужный сайт через поисковик, и мало кто вспоминал, как компания на самом деле называется. Так и подарок не всегда будет под рукой, но он произведет первое впечатление, заставит людей запомнить броский лаконичный слоган, связывающий компанию с ее сферой деятельности. Потом это облегчит клиенту навигацию в сети и поможет найти необходимые услуги.
Татьяна Лихограева, директор по рекламе производственной компании «Арт Сувенир»
– Интересная идея, как можно увязать эти два инструмента – нанести QR-код корпоративного сайта или отдельной страницы с акцией на промосувенир. Кстати, это пользуется спросом. Сейчас у нас в работе проекты с сувенирными монетами и брелоками с QR-кодом на обороте. Я думаю, в ближайшем будущем таких сувениров будет больше. Возможно, придумают еще какой-нибудь способ направлять клиентов на сайт через деловые подарки.
– Они должны дополнять друг друга – не просто дублировать одно и то же рекламное сообщение, а выстраивать образ в голове у клиента. Потребитель подвергается бомбардировке различными маркетинговыми инструментами, и каждый из них добавляет свой элемент пазла к картине продукта. В итоге, клиент попадает на сайт и покупает продукт. Этого можно достичь, если продумать всю цепочку «ведения» клиента от первой коммуникации до совершения покупки, разработав все сообщения, с которыми сталкивается клиент на этом пути.
Алексей Баранов, креативный директор компании «Mr. Suvenir»
– Я бы не старался сейчас что-то заимствовать из интернет-технологий, а постарался скомбинировать Интернет и сувениры. Например, организовав творческую сессию с провокационной задачей: придумать уникальные интернет-сувениры.
Святослав Белянский, директор по развитию PR-агентства «Фабрика Новостей»
– Объединить Интернет и сувенирный промоушен можно с помощью маркетинговых акций. Подарочная продукция от компании может высылаться или дариться в офисе по результатам акций, проведенных в социальных сетях. Например, получите фирменное «что-нибудь» в обмен на 100 лайков. О маркетинговой акции с подарками можно, наоборот, сообщать через социальные сети. Способов взаимодействия много. Нужно просто понимать, с какой целью это делается, а не просто раздать сувениры.
Александр Косачёв, «Сувенир.Сегмент.Ру»