IT-PR: как продвигать ICO и блокчейн?
Public Relations. Эта аббревиатура — PR — уже ни у кого не вызывает вопроса «Что это?». Но все чаще звучит «Как это?».Медиа, PR, маркетинг — обязательная составляющая набирающих масштаб и популярность блокчейн-проектов, в частности ICO. Хорошим тоном считается выделить ? бюджета на продвижение. Так ли это? В чем истинный секрет успеха стартапов? Об этом мы поговорили с директором PR-агентства «Фабрика новостей» Оксаной Белянской.
— Оксана, у вас большой опыт работы в деловых изданиях, деловой сфере. Что самое важное в PR этой области?
— Сегодня к основным китам PR: хорошим инфоповодам, точечным стабильным отношениям с журналистами и хорошей аналитике, — присоединились относительно новые инструменты: SMM, SERM, создание каналов на Ютюб и в Телеграм. Часто клиенты не могут сформулировать цели, зачем им это нужно, но в социальных сетях и в блогосфере хотят присутствовать все. Бюджеты перераспределяются от работы с классическими СМИ к работе с блогерами, социальными сетями, корпоративными каналами.
— Кто основные клиенты вашего агентства «Фабрика новостей»? Есть ли среди них представители блокчейн-, криптоиндустрии?
— У нас нет специализации, нет определенной отрасли, в которой мы работаем. Наши технологии работают и для стартапа, и для технологической компании, и для компании, которая производит софт в общероссийских масштабах. Среди клиентов были и есть компании из IT-сферы. Это компания Linguatrip, например, — стартап, размещенный в Силиконовой долине в США. Компания UCS — лидер по автоматизации бизнеса в России. С компаниями криптоиндустрии пока не удалось поработать, но было бы очень интересно. Хотя был случай, когда мы вели переговоры с биржей криптовалют. Они пришли к нам с конкретным предложением — хотели сделать определенную провокацию на одном из форумов по криптовалюте. Аудитория форума — 1000 человек, затраты на провокативную рекламу на форуме были бы несколько сотен тысяч рублей. Реальная аудитория, которая обратила бы на это внимание и при этом запомнила бренд — не более 20%. Но потом она еще должна была зайти на биржу и совершить сделку. Согласитесь, цепочка не очень. Да, это не ахти какие деньги для биржи, но никто не хочет выкидывать их на ветер. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что за эти деньги лучше совершить серию рассылок по существующим клиентам, которые по каким-то причинам не предприняли действий на сайте, и получить гораздо большую конверсию, а также разместить ряд публикаций. Провокации — это круто, но они должны быть более масштабными. В общем, клиент понял, что то, что он хочет сделать, не принесет бренду ни известности, ни пользы. А получать другие услуги от нас руководство было не готово. Зато мы действовали честно. Мы могли взять эти деньги за контакт компании с 200 людьми, из которых потом бы сделку совершили… от силы два человека. Понятно, что это был небольшой заказ, несравнимый с ICO, куда компании вкладывают несколько сотен тысяч долларов. Но ведь подход всегда один.
— Многим блокчейн-проектам, ICO нужен грамотный PR. Если не ошибаюсь, на продвижение отводится ? бюджета. Можете дать какой-нибудь совет? Как вы представляете себе эффективный PR в этой области?
— Сейчас рынок продвижения в период ICO очень узок. Есть всего несколько компаний в России, которые оказывают такие услуги. Многое держится на личных связях. И в топе те, кто начал заниматься этим в 2013–2014 году. Блокчейн-проект должен быть готов сразу работать не только в России, но и в США, Китае, Сингапуре.
— А какие обычно возникают сложности PR в этой сфере?
— В команде должны быть не только толковые пиарщики и SMM-специалисты, но и переводчики, а также люди, которые могут привлечь известных в сфере криптовалют людей. Это, пожалуй, самое сложное. Не все согласятся общаться, комьюнити достаточно закрытое. Все занимаются собственными проектами и не готовы тратить время на пиар чужих. Надо просто засесть с журналом «Форбс» или с парой-тройкой авторитетных изданий и понять, кто мог бы представлять и рекомендовать ваш проект. Также много денег и времени уйдет на построение коммуникаций в социальных сетях — на модерирование, круглосуточную поддержку на разных языках и на создание ветки в bitcointalk.org. Bounty-программа также должна выходить за пределы России. Фактически любые усилия — SERM, SMM, SEO, видео — все должно быть сделано на международном уровне. А в России таких команд практически нет.
— В целом какие тенденции можете выделить в PR технологических проектов? Что особого в России?
— Первое — время дешевых коммуникаций прошло. Специалисты в России знают себе цену и мыслят в тех же масштабах, что и заокеанские коллеги. Пиар таких проектов должен обязательно выходить за границы России, масштабные инвестиции невозможно привлечь, работая только с российскими инвесторами. И стоит, конечно, учитывать, что затраты на международную кампанию будут начинаться от 3–4 млн рублей.
— PR граничит в некоторой степени с популяризацией? Какой она должна быть для новых технологий, когда прогресс идет невероятными темпами и люди не успевают осознавать изменения жизни?
— Действовать нужно очень быстро. Лучше сделать ошибку и исправить ее, чем остаться позади, — это реалии сегодняшнего технологического бизнеса. Все происходит очень быстро. Вчерашние студенты — сегодняшние миллионеры, завтра — инвесторы и консультанты. Нужно быстро разбираться в новых течениях и предлагать рынку адекватные услуги.
Беседовала Элина Масимова
Источник BitCryptoNews