Лоббизм в России: проблемы и перспективы

“Фабрика Новостей” побывала на конференции о GR и готова поделиться увиденным и услышанным. Мы написали свою обзорную статью на основе выступлений участников, добавив свое мнение и видение. 

В последние несколько лет российское общество постепенно приходит к осознанию необходимости выстраивания цивилизованных отношений власти и бизнеса. GR становится частью современной корпоративной среды. В экономике существуют отрасли, которые очень сильно зависят от государства – банки, производители алкоголя, табака, авиаперевозчики. Соответствующие подразделения организуют уже не только заводы и отделения крупных иностранных компаний на территории России, но и крупные игроки российского бизнеса. Надо отметить, что сегодня GR постепенно переходит от разовых мероприятий, к системной и долгосрочной работе. 

Что такое лоббизм в современном понимании

Сегодня очень много противоречивых мнений о лоббизме и лоббистах. Кто-то считает, что это всего-навсего люди, заносящие чемоданы с купюрами в нужные кабинеты, кто-то приписывает GR-щикам умение плести интриги, но на самом деле не правы ни те, ни другие.
Лобби?зм (англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары) — давление на парламентариев путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта.
Лоббизм’ (то же что и “лоббирование”) – институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.
В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно — в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.
В более широком понимании лоббизм — деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений, с использованием неформальных коммуникаций в органах власти.
Мнение:
Ярослав Зубилов, директор по взаимодействию с органами власти ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы»:
Лоббизм в России и GR только зарождается, именно с точки зрения цивилизованного подхода. Зачастую GR-специалисту приходится решать простейшие организационные вопросы. Это, например, то чем мы сейчас занимаемся – лоббирование разрешения пребывания иностранных граждан до 72 часов без визы на территории РФ. Такая практика действует во многих странах мира и во многих городах. Это дает достаточно большой импульс к развитию экономики. Такие меры позволяют создать дополнительные рабочие места, привлечь людей в аэропорт – в чем и состоит наш интерес. Решение таких проблем, хоть их польза и очевидна, зачастую связано с огромных количеством различных согласований. Начиная от МИД, заканчивая ФСБ, ФСО и огромного количества других инстанций. Для меня лоббизм – это, прежде всего, предложение здравых, работающих идей, которые связаны не только с интересами бизнеса, но и с социальными аспектами жизни. Сегодня невозможно лоббировать те или иные решения и законопроекты без социальной составляющей. Все понимают, что живут не только сегодняшним днем, и надо думать и о следующих поколениях. Пример аэропорта это как раз тот пример, где ярко выражено взаимодействие общества, власти и бизнеса.

Павел Толстых, руководитель «Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти»:
Этическая сторона деятельности лоббистов – это отдельный вопрос. К лоббистам во всем мире очень настороженное отношение со стороны общества, так же как и к юристам, например. Лоббист всегда отстаивает не общественный или государственный интерес, а частный интерес или интерес конкретной группы. И в этом его отличие от чиновника, который должен отстаивать общественные интересы. Конечно, в этом есть некая этическая проблема. Лоббисты – это большие трюкачи в юридическом контексте, это убеждение и аргументация. Это правильный подбор и сочетание фактов, замалчивание отдельных фактов, правильная риторика. Еще одна причина негативного отношения к лоббистам – высокий уровень оплаты их труда. В Москве официальная зарплата на таких позициях превышает 1 млн. долларов в год (более 83 000 долларов в месяц).

GR специалист. Практика подбора кадров.
Сегодня профессия GR признана и является одной из самых высокооплачиваемых. Заработная плата GR специалиста может составлять от нескольких сотен тысяч, до нескольких миллионов рублей в месяц. По прогнозам журнала Forbes, профессия лоббиста будет входить в Топ-10 главных профессий в 2011-2020 годах.
На данный момент дисциплина “Лоббизм” отсутствует в реестре специальностей вузов в России. За рубежом образование в области Government Relations дают ряд крупных университетов. Профессиональная подготовка в области взаимодействия с органами государственной власти в России ведется рамках направления “Политология” по профилю “Взаимодействие с органами государственной власти (Government Relations)”, который реализуется на факультете политологии МГУ. Также направление лоббизма и GR получило фундаментальное теоретическое и практическое развитие в рамках факультета политологии МГИМО (у) МИД России, (отделение экономической политологии). В НИУ ВШЭ существует общеуниверситетская кафедра теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, которая проводит мастер-классы и встречи с экспертами в области малого и среднего бизнеса и представителями политических и бизнес структур.
Интересно то, что сегодня существует два параллельных потока – чиновники, которые уходят в бизнес, и бизнесмены, которые становятся чиновниками. Обе эти группы крайне интересны тем стейкхолдерам, которые хотят обзавестись хорошим GR-специалистом.
Мнение:
Никита Крупский, менеджер проектов компании Ward Howell
Многие руководители компаний думают, что если наймут тяжеловеса из сферы GR с толстой записной книжкой, то это очень поможет их бизнесу. Это не всегда так, и мы в диалоге стараемся найти именно тех людей, которые смогут реально помочь этому бизнесу и будут уместны в этой конкретной организации. Приведу пример, мы искали человека в GR для крупной телекоммуникационной компании, но до последнего заказчик не мог определиться, какого уровня им нужен человек – уровня вице-президента или руководителя департамента. В обоих случаях для этого человека были бы разные задачи. GR-специалистов также можно разделить на федеральных и региональных. Те, кто был успешен на федеральном уровне, не всегда могут достичь тех же результатов в регионах, поскольку в работе а регионах есть своя специфика.
Работа GR-щиков в разных отраслях очень сильно отличается, так GR-специалист в инвестиционном банкинге будет, скорее всего, работать по сдельной схеме, поскольку банку важнее всего войти в сделку и получить свой кусок пирога. А в крупнейших нефтяных компаний общий штат GR –профессионалов составляет более 100 человек. Такой человек может и присутствовать на совещаниях высокого государственного уровня и сам должен уметь как менеджер управлять небольшой армией специалистов.
Все больший спрос компании проявляют к так называемым «универсальным солдатам GR». Такой специалист может выстроить и систему взаимодействия, и вовремя достать записную книжку, и прекрасно разбирается в том бизнесе, который обслуживает, понимает, как государственные инициативы отразятся на бизнесе.
Есть чиновники, которые переходят с государственной службы в бизнес. Здесь главная компетенция такого человека – коммерческая жилка и понимание этого бизнеса. Это может случиться, если у человека до работы в аппарате был опыт владения или управления бизнесом. Конечно, также есть прогрессивные чиновники, у которых есть западный опыт работы и которые получают MBA и у нас есть прекрасные примеры, когда человек работающий в департаменте Минэкономразвития переходил в бизнес и не на роль GR, и в течение года свою зарплату увеличил в десятки раз.
В России уходит от понятия GR-щиков, как тех, кто заносит чемоданы. На рынке наблюдается общий дефицит квалифицированных GR-щиков. Людей действительно не хватает, а для чиновников, которых приглашают в бизнес, порой слово GR считается ругательным. Очень важно продвигать имидж GR как внутри корпораций, так и в широкие массы, чтобы сильные чиновники понимали, что их ждет в GR серьезная системная работа, а не традиционные «заносы».
Мнение:
Оксана Белянская, директор PR-агентства «Фабрика Новостей»
На волне выборов в России появилось много компаний, которые в числе своих услуг прописывают политический PR и GR. Я лично знаю несколько примеров, когда бывшие PR-специалисты, желая, видимо, привлечь клиентов и заработать денег, в одночасье становились GR-щиками. Уверена, что для профессионалов рынка такие заявления выглядят просто смешно. Когда молодой человек, которому нет и 30 лет, называет себя GR-щиком с большим опытом, это всегда повод задуматься. Подобных специалистов на рынке очень немного. И средний возраст хорошего GR-специалиста почти всегда за редким исключением совпадает со средним возрастом чиновника. А это 45-50 лет и старше.

О сроках действия GR
Стоит отметить, что оплачивать услуги GR специалиста в России придется гораздо дольше, чем за рубежом. Система выборов в России не позволяет создать эффективные и прозрачные механизмы GR. Тем не менее, крупные компании могут добиться необходимых законодательных изменений, правда, для этого необходимо настроиться на долгосрочную работу. Современные GR-щики редко мыслят категориями меньше года, а проекты, которые удалось реализовать за пол года можно однозначно признать очень успешными. Сегодня существуют десятки профессиональных ассоциаций, которые тратят годы на достижение целей групп предпринимателей, которых они обслуживают.
Мнение:
Алиса Мелконян, руководитель отдела налогового и юридического консультирования Северо-Западного регионального центра КПМГ (KPMG)
Налоговое законодательство – один из основных драйверов экономики, и налоговые вопросы одни из наиболее часто выносимых бизнесом на обсуждение. Если говорить о федеральном уровне, то это происходит через участие в Экспертном совете по бюджетному и налоговому законодательству при Государственной Думе РФ. На уровне Северо-Запада последние 10 лет закон 81.11 о налоговых льготах – один из основных стимулирующих основ для прихода компаний в регион. Бизнесу все эти годы было виднее, какие недостатки законодательства существуют и как их нужно исправлять. Исходя из своего 10-летнего опыта в участии в лоббировании изменений в налоговом законодательстве, хотела бы отметить 2 основных тезиса, на которых основаны любые успехи в лоббировании. Во-первых, конечно стоит рассчитывать на долгосрочную работу с властью – минимальный срок такого взаимодействия пол года. Залогом успеха также является политическая и административная стабильность. А также взаимодействие с профильными ассоциациями. Это требует привлечения специалистов конкретной области и отнимает время от основной работы и системного донесения своих идей до власти. Порой нужно соглашаться на экспертную поддержку власти даже в тех случаях, когда вопрос напрямую не касается вашего бизнеса. Когда возникает сложный законопроект, который серьезно влияет на всю экономику, тогда уже можно воспользоваться уважением и наработками, которые существуют. Также однозначно надо выходить с конкретными положениями. Надо пытаться на конкретных примерах объяснить, почему тот или иной законопроект отрицательно влияет на бизнес. Необходимы конкретные формулировки и решения (причем не один вариант), должна быть четко проработана ступенчатая система, чтобы дойти до приемлемого компромисса. Готовность власти взаимодействовать с ассоциациями не очень высока, такие взаимодействия развиваются только последние несколько лет.
Пример:
Компания Craft Foods производит продукты питания. У компании в России 5 заводов по производству сублимированного кофе. Компания является одним из важнейших налогоплательщиков Владимирской области. Есть заводы и в Новгородской области. Все эти заводы расположены в маленьких городах – Собинка, Покров. И компании и жителям этих городов было бы интересно, чтобы налоги, которые компания платит в бюджет, распределялись в этих городах и шли на улучшение жизни горожан и развитие инфраструктуры. Будущее у перераспределения таких финансовых потоков очень туманно. Вопрос между распределения между федеральным и региональным бюджетом на повестке дня стоит годами и до сих пор не решен.

Мнение:
Оксана Белянская, директор PR-агентства «Фабрика Новостей»

Хорошо выстроенная PR-кампания может оказать поддержку действиям GR-департамента. Иногда нужная статья, вышедшая в нужное время в уважаемом издании, может значительно облегчить труд GR-специалиста. Конечно, все зависит от целей и конкретной ситуации, порой GR-департаменту не требуется ни огласка, ни поддержка PRщиков. Но в отдельных случаях PR  может помочь как в долгосрочном формировании общественного мнения по поводу лоббируемых законодательных инициатив, так и значительно ускорить процесс проведения переговоров на высоком уровне. Ведь если результаты, например, заседаний экспертных советов, “зафиксированы” на бумаге, а проще говоря попали в СМИ, то чиновникам будет сложнее застопорить работу над таким проектом или попытаться не дать ему ход.

Цивилизованный лоббизм возможен?
Цивилизованный лоббизм пока только зарождается в нашей стране, у бизнеса есть объективная потребность ухода от коррупционных схем в пользу работы по заранее оговоренным правилам, которые только сейчас начинают создаваться.
«Нужно работать по законам и пытаться находить компромисс. При этом необходимо четко разделять лоббизм и коррупцию. Любая взятка приводит к тому, что в следующий раз снова придет инспекция, поборы будут на регулярной основе, что никак не способствует выстраиванию цивилизованных отношений», – считает директор по взаимодействию с органами власти ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Ярослав Зубилов.
«Диалог – это улица с двусторонним движением и тут нельзя претензии предъявлять только к бизнесу или только к власти», – считает управляющий директор ОАО «Кировский завод» Сергей Фивейский. Он призвал бизнес не дожидаться появления законодательства о лоббизме с четко прописанными рамками, а уже сейчас включаться в активную работу. «Лоббизм возможен в разных формах: это и умение поставить нужный вопрос в повестку заседания городского правительства, и умение организовать встречу губернатора с конкретным руководителем предприятия. Это тоже лоббизм, который очень дорого ценится», – подчеркнул Сергей Фивейский.
Довольно четко объяснила разницу между иностранными и российскими GR специалистами в своем выступлении исполнительный директор петербургского представительства Американской торговой палаты Мария Чернобровкина. В российской практике специалисты по взаимодействию с госорганами по ее мнению чаще лоббируют интересы конкретной компании у конкретных чиновников в отличие от GR специалистов иностранных предприятий, усилия которых нацелены на улучшение отрасли в целом. «Иностранцы от чиновников просят просто не мешать работать, российские коллеги в основном пытаются получить от государства субсидии и контракты», – подчеркнула Мария Чернобровкина.
Директор Единого центра документов Павел Крупник сосредоточился на общественном лоббизме, приведя в пример работу над поправками в действующее миграционное законодательство. Инициатива направлена на ужесточение контроля над пребывающими в Россию иностранными рабочими. По его словам на сегодняшний день уже создаются лоббистские группы на региональном и федеральном уровнях.
Широкое обсуждение вызвала тема общественных организаций как инструмента донесения идей бизнеса до политических стейкхолдеров.
Управляющий партнер УК «Теорема» Игорь Водопьянов считает, что ассоциации не имеют никакого практического смысла и создаются для обеспечения интересов их основных руководителей.
«Всегда в этих взаимоотношениях есть третий участник – профессиональные ассоциации, которые пытаются быть модераторами диалога бизнеса и государства. Часто работа ассоциаций вызывает у бизнеса определенное непонимание. Действительно, социальная среда сегодня стала другой – стало больше ассоциаций и больше способов подачи информации. Сегодня чиновники стали активными пользователями Интернета и имеют доступ к нефильтрованной информации, если они этого хотят. Поэтому для многих профессиональные ассоциации стали прослойкой, которая не помогает, – говорит управляющий директор ОАО «Кировский завод» Сергей Фивейский.
По мнению же члена наблюдательного совета ГК «Сотранс» Александра Шведа сейчас особенно остро стоит вопрос создания сильных отраслевых ассоциаций на региональном уровне. «Если мы говорим о грузоперевозках, то в основном это малый и средний бизнес. Сейчас нет единой структуры, благодаря которой игроки могут договориться как между собой, так и с внешними группами. Мы считаем, что на Северо-Западе есть проблемы, которые должна решать непосредственно отраслевая организация. Региональные перевозчики входят в различные союзы, но часто их голос размыт и недостаточен для решения конкретных задач», – подчеркнул Александр Швед. В свою очередь исполнительный вице-президент Союза промышленников и предпринимателей СПб Николай Ковалев призвал многочисленные ассоциации к совместной работе.
Николай Ковалев, исполнительный вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга:
В союз сегодня входит порядка 300 компаний. В последние несколько лет мы занимались и законотворческой деятельностью и продвижением конкретных интересов групп промышленных предприятий, могу привести пример о создании закона об основах промышленной политике, создан совет по промышленности при губернаторе Санкт-Петербурга. Вопрос лоббизма всегда существовал и это вполне понятное и прозрачное явление. К сожалению, за последние 5 лет мы терпим в этой сфере сокрушительное поражение. Связано это не только с тем, что власть нас плохо слышит и не идет на контакт. Одна из составляющих проблем связана с плохой организацией социальной структуры внутри города. У нас большое количество союзов и ассоциаций, но их консолидации не происходит. Когда десять раз к губернатору приходят ассоциации с различными неструктурированными постановками одних и тех же вопросов, снижается эффективность работы. Лоббизм хорош, когда выражает консолидированное мнение бизнеса.
Возможно, в ближайшее время именно общественные организации закрепят за собой пальму первенства в выстраивании отношений между бизнесом и властью. На конференции руководитель «Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти» Павел Толстых рассказал, что в ходе последнего заседания рабочей группы при РСПП касательно проработки вопроса о правовом регулировании лоббистской деятельности в Российской Федерации, было предварительно решено законодательно усилить возможности профессиональных объединений в ущерб полномочий штатных GR менеджеров и специализированных агентств.
В статье использованы материалы выступлений на конференции «Лоббизм и GR – эффективные коммуникации бизнеса и власти» (Санкт-Петербург, 26 апреля 2012 )